Колокола и колокольный звон в творчестве С.В. Рахманинова! С первого же колокольного удара чувствуешь, как во весь рост поднимается Россия» - писал Н. К. Метнер о начале Второго фортепианного концерта Сергея Рахманинова. Колокола и колокольный звон занимают особое место в творчестве С.В. Рахманинова. С первого до последнего сочинения «колокольность» присутствует в различных музыкальных вариантах. Колокольный звон становится сквозным образом стиля композитора. Множество исследований посвящено именно «колокольности» у Рахманинова — как главному национальному символу русского народа и души России. В музыке Рахманинова колокола живут своей жизнью, они выступают в роли основного действующего лица во многих сочинениях, олицетворяя самого композитора: ▪Второй концерт для фортепиано с оркестром ▪Симфоническая поэма «Колокола» ▪Первая сюита для двух фортепиано ▪Симфония №3 ▪Прелюдия H-dur соч. 32 ▪Этюд-картина D-dur соч. 39 В своих воспоминаниях Сергей Васильевич писал: "Одно из самых дорогих воспоминаний детства связано с четырьмя нотами, вызванивающимися колоколами Новгородского Софийского собора... Четыре ноты складывались во вновь и вновь повторяющуюся тему, четыре серебряные плачущие ноты... У меня с ними всегда ассоциируется мысль о слезах". Колокол используется в качестве национального символа и для русского человека издавна был голосом Родины, «символом единения и гражданского долга, независимости и величия государства». Значение колокола в жизни любого народа велико, но в России эта особенность наиболее ярка. Звучание его тембра многозначно, широк спектр возможностей этого инструмента. Колокольным звучанием приветствовали победителей, без него не обходилось ни одно праздничное шествие. Вечевой колокол в Древней Руси сзывал народ, набат оповещал о появлении врагов, о пожаре или ином бедствии. Исторически сложилось, что отечественные композиторы использовали колокольный звон в качестве богатейшего звукового материала. «Колокольность» встречается у А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, Г.В. Свиридова. Но особенно ярко «колокольность» зазвучала в творчестве С.В. Рахманинова.